Помимо даосской и буддийской систем мифологии, в Китае были также разные архаические, то и дело возникающие в разных регионах, местные, народные культы. Существовали также культы, пропагандируемые конфуцианскими мудрецами. Они представляли разных героев, как общегосударственного, так и местного значения. И, если для древней китайской культуры было свойственно наделять мифических героев чертами реальных людей, то в средние века было более характерным обратное. Реально существовавшие исторические деятели якобы превращались в богов, становясь покровителями ремесел или целых городов, либо же отдельных местностей. Таким образом, люди искали защиты.
Причины подобного обожествления вместе с установлением культа, часто носившего официальный характер и учрежденного по императорскому повелению, в основном, являлись случайными. Так, из жизнеописания Лю Бэя, являвшегося полководцем III столетия нашей эры и основателем царства Шу, стало известно, что в ранней юности он занимался плетением циновок и соломенных туфлей для продажи. Этого хватило, чтобы обожествить его, как бога и защитника всех плетенщиков. Сподвижника Лю Бэя, известного своей верностью, а также бесстрашием, обожествили в качестве бога, являвшегося стражем монастырей.
Потом вообще превратили его в могущественного покровителя некоторых демонов. Приблизительно с XVI столетия, бога войны, именуемого Гуаньди, отождествили с Лю Бэем. Все вышеперечисленные мифологизированные образы, которыми наделили Бэя Гуань Юя, были связаны с его высокими военными заслугами. В более поздние времена некий реальный герой III столетия чудесным образом превратился, став универсальным мифологическим благодетелем и заступником. Во многих случаях обожествленные деятели вытесняли или заменяли собой героев из древней мифологии, ранее наделенных теми же качествами.
Например, обожествленные в XII – XIV столетиях полководцы. Цинь Шу бао и Ху Цзин дэ превратились в божеств дверей и стали зваться мэнь шэнь. Они заменили собой древнекитайских богов дверей, ранее называемых Шэнь ту и Юй лэй. Как вариант, могло быть так, что культ мэньэней примерно к концу 1-го тысячелетия совершенно забросили и забыли, а вместо этого стали обожествлять реальных военачальников. Увы, но об этом почти не сохранилось никаких сведений. В отдельных случаях поздняя народная мифология явно воссоздавала древние легенды и их основных персонажей.
К концу 1-го тысячелетия в Китае значительно сблизились основные мифологические системы, в результате чего создался так называемый религиозный синкретизм, то есть, смешение и частичное соединение религий и мифологических систем. Таким образом, объединились в единую систему персонажи даосской, буддийской, а также народной систем мифологии. Туда же были чуть позже присоединены герои из конфуцианского культа. И далее китайская мифология развивалась, как единая система.